Говорим чисто. Использование чистоговорок и скороговорок в развитии речи учащихся с ОПФР
Как приятно общаться с тем, кто четко и ясно произносит слова, звуки, которые помогают сделать речь понятной, слышимой, а значит, содержательной и выразительной.
Существует множество различных методик и способов для развития речи. Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них.
Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишье, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух.
Но интересно, что изначально скороговорки были придуманы для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Один из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был В. И. Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или
трудных для произношенья».
Скороговорки являются прекрасным упражнением для развития звукопроизношения и других голосовых навыков. И широко применяются они не только родителями, желающими улучшить звукопроизношение детей, научить их правильно произносить звуки родного языка, но и профессиональными актерами, дикторами, телеведущими для развития навыков произнесения речи.
Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки произносятся обязательно быстро, они учат ребёнка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая окончания», так, чтобы его понимали. Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями,
улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. Он так же учится не только говорить, но и слушать.
Скороговорки помогают развивать и совершенствовать память и внимание детей, развивают у них все каналы восприятия. Психологи считают, что скороговорки можно использовать при работе с гиперактивными детьми, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность. В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребёнка.
К.С. Станиславский говорил: «Скороговорку надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе».
Работать со скороговоркой надо пошагово: вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме.
Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.
При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог:
• сжимать пальцы в кулачки;
• загибать поочередно пальцы;
• нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам;
• стучать ладонью по столу;
• подбрасывать мяч и ловить его двумя руками;
• перебрасывать мячик из одной руки в другую;
• перебрасывать мяч друг другу;
• прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки;
• имитировать «ввинчивание» лампочки.
Выбор скороговорок для развития речи зависит от конкретного человека и его фонетических особенностей. Обратите внимание именно на те звуки и сочетания звуков, произношение которых вызывает трудности. Вы можете выбрать скороговорки, рассчитанные на тренировку необходимых именно вашему ребенку звуков.
Правила произношения
- Все звуки произносятся максимально отчётливо, слова – медленно и по слогам.
- Усвоению текста скороговорки помогает чёткое произношение шёпотом или стоя перед зеркалом.
- Произносить текст разными голосами и с различной интонацией, эмоциональной окраской.
- В первую очередь концентрируется внимание на правильном произношении звуков, и лишь затем текст повторяется в быстром темпе.
- Достижению результата способствует проговаривание текста в течение десяти минут от пяти до десяти раз в день.
- Чистоговорки следует менять каждую декаду. Это позволит артикулярному аппарату развиваться равномерно, а привыкание к новым звукам будет проходить легче.
Особенность человеческой природы – обращать внимание и запоминать всё смешное и необычное. По этой причине скороговорки служат оптимальным средством для развития речи.
Скороговорки со звуком «ч»
[Ч] — это глухой и мягкий звук, у которого нет парных звонкого и твердого звуков в русском языке. В момент произнесения этого звука губы слегка выдвинуты вперед и округлены, а зубы сближены, но не до конца. В то время как широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба около основания верхних передних зубов, воздух быстро проходит в получившуюся щель, своим толчком образуя звук [Ч]. Вот примеры скороговорок для тренировки произнесения звука [Ч].
Чистоговорки и скороговорки для закрепления звука [Ч]
ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: ПеЧка в доме горяЧа.
ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: Видели граЧа.
ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: ЧервяЧка дадим граЧу.
ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: Я конфету не хоЧу.
ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: У враЧа болит плеЧо.
ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: Любим маму горяЧо.
ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень ЧИСТЫЕ мяЧи.
ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень Чёрные граЧи.
ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: ПтиЧка на мяЧе.
ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: споём песню о граЧе.
Точь в точь, как мать и дочь.
У Танечки — тачка, у Анечки — печенья пачка.
Молчал, молчал, да и вымолчал.
Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи.
В печи калачи, как огонь, горячи. Для кого печены, для кого верчены?
Для Галочки калачи, для Галочки горячи.
Рябина-рябиночка, родимая кровиночка.
У барана-круторога рога кручены-перекручены, верчены-переверчены.
Ходит квочка около дворочка, водит деточек — около клеточек.
Скороговорки со звуком «ш»
[Ш] — это согласный, глухой, твердый звук. При произнесении этого звука происходит следующее: губы выдвигаются вперед, а кончик языка поднят к небу (ближе к передним верхним зубам), но не касается их, образуя щель.
Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха, который и образует звук [Ш]. Вот несколько скороговорок для развития произнесения звука [Ш]:
Ша-ша-ша - у меня лапша.
Шо-шо-шо - летом хорошо.
Шу-шу-шу - я флажком машу.
Шу-шу-шу - Мише я пишу.
Ши-ши-ши - Миша с Машей малыши.
Ши-ши-ши - наши дети хороши.
Ша-ша-ша - уложили малыша.
Шу-шу-шу - шапку новую ношу.
Ши-ши-ши - поздравленье напиши.
Ше-ше-ше - как прекрасно на душе.
Аш-аш-аш - я достану карандаш.
Ош-ош-ош - есть на кухне острый нож.
Уш-уш-уш - починил сантехник душ.
Ош-ош-ош - у меня на блузке брошь.
Иш-иш-иш - за окном такая тишь.
Ыш-ыш-ыш - на реке шумит камыш.
Аш-аш-аш - мы построили шалаш.
Шин-шин-шин - за окном шуршание шин.
Шол-шол-шол - дождь покапал и прошел.
Шок-шок-шок - уронили мы горшок.
Аша-аша-аша - это наша Маша.
Ашка-ашка-ашка - на шкафу букашка.
Ошка-ошка-ошка - на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка - Машина подушка.
Ышка-ышка-ышка - во шалунья мышка.
А вот несколько чистоговорок-стихотворений
НАЗЫВАЮ СЛОВА
Вшин-вшин-вшин - назову кувшин.
Ошка-ошка-ошка - называю кошка.
Ушка-ушка-ушка - назову подушка.
Ышка-ышка-ышка - называю мышка.
Ашка-ашка-ашка - назову рубашка.
Ишня-ишня-ишня - называю вишня.
Уша-уша-уша - называю груша.
Шина-шина-шина - назову машина.
ШУБА
Ша-ша-ша - наша шуба хороша.
Шо-шо-шо - в нашей шубе хорошо.
Шу-шу-шу - нашу шубу я ношу.
Ши-ши-ши - в нашей шубе попляши.
Ши-ши-ши - шейте шубы от души.
ПЛЯСОВАЯ
Ша-ша-ша - наша Маша хороша.
Шо-шо-шо - пляшет Маша хорошо.
Шу-шу-шу - я для Маши попляшу.
Ши-ши-ши - ну-ка, Маша, попляши.
Ше-ше-ше - пляшем с радостью в душе.
КАМЫШИ
Ши-ши-ши - зашумели камыши.
Ше-ше-ше - это утка в камыше.
Ша-ша-ша - выплывай из камыша.
Шах-шах-шах - нету утки в камышах.
Ши-ши-ши - что нам шепчут камыши?
МАМА
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шо-шо-шо - моет очень хорошо.
Ыш-ыш-ыш - будет чистым наш малыш.
Я РИСУЮ
Ши-ши-ши - у меня карандаши.
Аш-аш-аш - нарисую я шалаш.
Ыш-ыш-ыш - нарисую рядом мышь.
Уш-уш-уш - у нее лукошко груш.
Ши-ши-ши - груши очень хороши.
Скороговорки
Хороши у бабушки
Пышки и оладушки.
В шалаше шуршали мышки,
Шелушили мышки шишки.
В летнем душе две лягушки
Лягушатам моют ушки.
Сшил мишутка шубки мышкам,
Чтоб не зябли мышки слишком.
На опушке две букашки
Поиграть решили в шашки.
Крошечные шашечки
Тащат две букашечки.
Эй, мышата, не шумите
И под шкафом не шуршите.
Паша наш пример решает,
А шуршание мешает.
Кот шалун сидит на шторе,
Потому что Маша в школе.
Будет Маша после школы
Штопать шелковые шторы.
У моей машины
Новенькие шины.
Я по камешкам качу,
Кого хочешь, прокачу.
Мышки, не мешайте кошке
Ловить мошек на окошке.
Кошка мошку лапкой - хвать!
Лучше кошке не мешать.
Паша тихо шепчет Мише.
Миша шепота не слышит.
Паша, громче пошепчи:
- Миша, уши полечи.
Башмачки и башмаки
Любят длинные шнурки.
Башмаки легко обуешь
И шнуруешь, и шнуруешь.
Скороговорки со звуком «щ»
Как и [Ч], звук [Щ] является глухим и мягким. По артикуляции звук [Щ] очень похож в произнесении на свой парный звук [Ш], разница состоит в том, что твердого неба должен касаться не кончик языка, а его середина, в то время, как сам кончик, находится у верхних передних зубов.
Чистоговорки на звук [Щ]
АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.
УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: на собаке клеЩ.
ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.
ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.
ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.
ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.
ШЁ-ЩЁ-ЩЁ, ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ: повторяем мы еЩЁ!
И так далее…
Скороговорки со звуком [Щ]
Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке. (С. Маршак)
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
Волки рыщут, пищу ищут.
Вот топор, вот топорище, вот кнут, вот кнутовище.
Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.
Щипцы да клещи — вот наши вещи.
Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
Плавниками трепеща, и зубаста и тоща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща.
Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.
Звук [Р] правильно произносится так: кончик языка поднят к нёбу, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Воздух резко проходит по середине языка, вынуждая его вибрировать у альвеол (передних верхних зубов).
Скороговорки на отработку звука [Р]:
Ра-ра-ра — начинается… (игра).
Ры-ры-ры — у мальчиков… (шары).
Ро-ро-ро — у нас новое… (ведро).
Ру-ру-ру — продолжаем мы… (игру).
Ре-ре-ре — стоит домик на… (горе).
Ри-ри-ри — на ветках… (снегири).
Ар-ар-ар — кипит наш… (самовар).
Ор-ор-ор — созрел красный… (помидор).
Ир-ир-ир — мой папа… (командир).
Арь-арь-арь — на стене висит… (фонарь).
Ра-ра-ра — у мышки есть… (нора).
Ре-ре-ре — носим воду мы в… (ведре).
Ра-ра-ра — весь мусор уберем с… (утра).
Ро-ро-ро — весь мусор соберем в… (ведро).
Ре-ре-ре — метем усердно во… (дворе).
Ри-ри-ри — двор убрали — раз, два… (три).
Ры-ры-ры — не заметили… (жары).
Чистоговорки для автоматизации звука "Л"
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, как-то Мила пол мела.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло, видит, на полу стекло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу, сто осколков на полу.
Лы-лы-лы, лы-лы-лы, Мила подмела полы.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Мила маме помогла.
Ала - ала - ала - маме помогала
Ола - ола - ола - это наша школа
Лат - лат - лат - в салатнице салат.
Лок - лок - лок - мы купили котелок.
Лом - лом - лом - мы сидели за столом.
Лат - лат - лат - голубой халат.
Лас - лас - лас - постели палас.
Ал-ал-ал- пенал упал на пол
Ол-ол-ол- пенал упал на стол
Ул-ул-ул- пенал упал на стул
Ол-ол-ол- сели все за стол
Ил-ил-ил- дятел клен долбил.
Алка - алка - у Аллы белая палка
Лат-лат-лат- в салатнице салат
Лом-лом-лом- мы сидели за столом
Олка-олка- у меня иголка
Сла-сла-сла- я гусей пасла
Ла-ла-ла- где пила ?
Ла-ла-ла- лопата и пила
Ла-ла-ла- Мила пол мела
Ла-ла-ла- лодочка плыла
Ла-ла-ла- Мила в лодочке плыла
Ла-ла-ла- стоит Мила у стола
Ло-ло-ло- мама вымыла стекло
Ло-ло-ло- на улице мело
Ло-ло-ло- на улице тепло
Лу-лу-лу- диван стоит в углу
Лу-лу-лу- мы сидели на полу
Лу-лу-лу- я ищу пилу
Ла-ла-ла - лопата и пила.
Ла-ла-ла - лавка и юла.
Ла-ла-ла - ландыш и пчела
Ла-ла-ла - лапа и смола
Ла-ла-ла - лама и скала.
Ло-ло-ло - ложка и стекло.
Ло-ло-ло - лошадь и седло.
Ло-ло-ло - в комнате тепло.
Ла - ла - ла - у меня дела;
Ло - ло - ло - в лодке весло;
Лу - лу - лу - дайте мне пилу;
Лы - лы - лы - чистые полы;
Ал - ал - ал - я иду в подвал;
Ол - ол - ол - у осины ствол;
Ул - ул - ул - вот высокий стул;
Ыл - ыл - ыл - дед на свете жил.
Ол-ол-ол - с елки улетел щегол.
Ал-ал-ал - мимо елки конь скакал.
Ул-ул-ул - волк под елкою уснул.
Ил-ил-ил - лосьу елочки ходил.
ыл - ыл - ыл - я дома был.
ал - ал - ал - Даня мал.
ыл - ыл - ыл - он лоб мыл.
ук - ук - ук - Дима ел лук.
ил - ил - ил - Дима воду пил.
ол - ол - ол - Витя мыл пол.
Ло-ло-ло, все на улице бело.
Ла-ла-ла, клумба под окном бела.
Ол-ол-ол, белым стал зеленый стол.
Ала-ала-ала, белой и скамейка стала.
Лы-лы-лы, все тропиночки белы.
Ло-ло-ло, в окнах белое стекло.
Ла-ла-ла- отвесная скала
Лу-лу-лу- обойдем скалу
Лы-лы-лы- Мила вымыла полы
Ло-ло-ло- в лодке есть весло
Ло-ло-ло- вот у белочки дупло.
Ала-ала- Аня маме помогала
Алы-алы- новые пеналы
Ыли-ыли- мы посуду мыли
Ула - ула - плавает акула
Олы-олы- делаю уколы
Илы-илы - у папы много силы.
Ла-ла-ла- новая метла
Ла-ла-ла- новая юла
Ло-ло-ло- платье мне мало
Ла-ла-ла- у Володи есть пила
Ло-ло-ло- всадник сел в седло
Лат-лат-лат- голубой халат.
раскрыть » / « свернуть